Для упрощения понимания, большая часть морской терминологии заменена общедоступными словами и фразами, однако несколько терминов придется оставить:
•Корма - задняя оконечность судна. Кормой принято считать часть судна от самого заднего края до ближайшего к ней люка или кормовой надстройки.
•Такелаж — общее наименование всех снастей, составляющее вообще вооружение (это официальное название, и оно совершенно не связано с пушками) судна или вооружение мачт.
•Киль — основная продольная связь корабля, располагаемая по всей его длине в нижней части вдоль корпуса. На деревянных судах киль состоит из выступающего наружу бруса, к которому прикрепляются поперечные элементы конструкции.
•ВатерлИния — линия соприкосновения спокойной поверхности воды с корпусом плавающего судна.
•Узел — единица скорости судна, соответствующая одной морской миле в час (1852м).
ВОЕННЫЙ ФЛОТ
Это крупный по размерам трехмачтовый боевой корабль с 2-3 палубами (деками); имел от 60 до 130 орудий и до 800 человек экипажа. Предназначался для ведения боя в линии атаки (отсюда название). Представляет собой основную боевую единицу эскадры или флота, крайне редко действует в одиночку, без взаимодействия с другими (основными и вспомогательными) кораблями. |
Это длинный трехмачтовый боевой корабль с 2 палубами; имел от 30 малокалиберных орудий (фальконет), до 50 крупнокалиберных орудий (пушек или карронад) и до 250 человек экипажа. Предназначался для ведения боя как на открытой воде, так и недалеко от прибрежных вод. Из-за особого строения корпуса, корабль крайне устойчив в шторм или при крене, однако он маломаневренный и трудноуправляемый. Однако из-за того, что корма и мостик возвышаются над носом на 3-5 метров он хорошо подходит для разведки, а так же из-за такого строения его сложно брать на абордаж. |
Это однодечный (т. е. однопалубный) военный трехмачтовый корабль с полным парусным вооружением. Он отличался от парусных линейных кораблей меньшими размерами и более слабым артиллерийским вооружением, и предназначался для дальней разведки и крейсерской службы, то есть самостоятельных боевых действий на морских и океанских коммуникациях с целью захвата или уничтожения торговых судов противника. Наиболее крупные из них имели на вооружении до 60 пушек, включались в боевую линию и носили название линейных фрегатов.В среднем у фрегата на вооружении стоит до 40 орудий и до 90 человек экипажа. |
Это однопалубный (реже - беспалубный) военный двухмачтовый корабль с особенным парусным вооружением. Он отличался от большинства кораблей примерно равной высотой мачт, косыми парусами на носу и на корме, и предназначался для разведывательных целей и курсирования на малых водах и вдоль испещренных островами побережий. Для самообороны у брига на вооружении стоит до 20 орудий и обслуживается корабль 40-45 членами экипажа. Корабль малоустойчив в шторм и плохоманевренен при крене, однако имеет хорошую быстроходность. |
ВОЕННО-ТОРГОВЫЙ ФЛОТ
Это однопалубный универсальный трехмачтовый корабль с более узким парусным вооружением (что позволило сократить число обслуживающего экипажа, а как следствие и необходимый запас провианта), укрепленным такелажем и особенным строением корпуса корабля. Он отличался от большинства кораблей зауженной верхней палубой и расширенным трюмом, в поперечном разрезе он имеет грушевидную форму. Это уменьшает его осадку и угол киля, что делает его очень маневренным и устойчивым как на откртых водах, так и в прибрежных водах. Выпуклость его корпуса сбоку позволяет ему с легкостью проходить через волны при небольшом шторме, и не дает крена при сильном ветре, т.е. "положить" корабль на один из бортов практически невозможно. Так же на флейте вместо старой системы поворота руля установлен штурвал, что делает корабль крайне маневренным и легким в управлении. И обычные мачты заменены на составные, что позволяет его ремонтировать даже не на верфях. Флейты имеют длину около 40 метров, ширину около 6,5 метров, осадку 3 — 3,5 метров, грузоподъемность 350-400 тонн. Для самообороны на них устанавливают 10-20 пушек. Экипаж состоит из 60-65 человек. |
Это однопалубный универсальный трехмачтовый корабль с латинскими косыми парусами и облегченным такелажем. Он отличается небольшими размерами в поперечнике (5 - 5,5м) и длиной до 25м, осадкой не более 2-2,5м, что позволет ему спокойно лавировать в прибрежных водах. Косые паруса позволяют легко маневрировать при встречном ветре, но при шторме корабль плохоуправляем. Так же особенностями этого судна был выступающий вперед нос и выступающая кормовая часть палубы, что позволяло команде рассредотачиваться по кораблю. Для самообороны на шебеку можно установить 16-20 пушек. Экипаж состоит из 35-40 человек. |
Кеч — двухмачтовое судно. На передней половине судна мачты не было. Название его зависит от назначения: для военного флота — кеч, для торгового — гукер. Парусное вооружение кеча и гукера было одинаковым. Кеч имеет более массивные борта и больше направлен на артиллерию и перевозку пехоты, поэтому несколько больше гукера, на нем устанавливают до 16 орудий и обслуживается корабль небольшим экипажем в 25-30 человек. На гукер иногда добавляют полумачту для увеличения быстроходности и увеличивают грузоподъемность расширением трюмных палуб, для самообороны могли поставить до 10 орудий по пять с каждого борта. |