А

Абгалдырь — 1) металлический прут, один конец которого имеет форму крюка, а другой — в виде кольцеобразной рукоятки. Предназначен для растаскивания и правильной укладки якорной цепи в цепной ящик; 2) гак с коротким отрезком троса (цепи) для растаскивания якорных и такелажных цепей (тросов); 3) снасть для растягивания по рею верхней шкоторины ундер-лиселя.
Аванга́рд  — часть войск или кораблей, выдвинутая в походе вперёд, с целью не допустить внезапного нападения противника, обеспечить выгодные условия для развёртывания и вступления в бой, захватить выгодные рубежи и т. д.
Ави́зо — небольшой корабль, применявшийся для разведки и посыльной службы.
Авра́л — спешная (по специальному заданию или по тревоге) работа на судне всей командой.
Адмиралте́йство — место постройки, вооружения и ремонта кораблей, где сосредоточены верфи, стапели, доки, мастерские и склады.
Акро́столь — декоративная кормовая оконечность.
А́напуть — несколько тросов, закреплённых в просверленном крае марсовой площадки и проходящих через деревянный брусок с отверстиями — анапуть-блок. Нужен для того, чтобы избежать зацепления марселями за марсы. Устанавливался между передней кромкой марса и штагом.
Аминги — метки или деления, которые в форме шкалы помещаются на фор— и ахтерштевнях, но преимущественно на последних, и показывают (в футах), как глубоко корабль сидит в воде.
Анкеро́к — деревянный бочонок, ёмкостью в anker вина. Входит в снабжение шлюпок и служит для хранения запасов пресной воды.
А́псель — косой треугольный парус, самый нижний из стакселей.
Арьерга́рд — тыловая часть соединения, групп или отрядов кораблей, следовавшая за главными силами флота и прикрывавшая их с тыла.
Ахтерште́вень — брус, составляющий заднюю оконечность корабля; к нему подвешивается руль.

Б

Бак — баком называют носовую часть верхней палубы (спереди фок-мачты). Служит для защиты верхней палубы от заливания встречной волной, повышения непотопляемости, размещения служебных помещений и т. д. Бак также обозначает посуду, употребляемую для приёма пищи команды на корабле.
Бакборт — левый борт. Назывался так потому, что рулевой (кормчий) при управлении судном на курсе стоял спиной к левому борту. (нидерл. bak) — «зад, спина». Сравн. «штирборт».
Ба́кен — плавучий знак, устанавливаемый на якоре для обозначения навигационных опасностей на пути следования судов или для ограждения фарватеров.
Бакшта́г — Одна из снастей стоячего такелажа, поддерживающих с боков рангоутные деревья, боканцы, шлюпбалки, стеньги, дымовые трубы и пр. Бакштаги идут вбок и несколько назад (чаще именно мн. ч.).)
Курс судна относительно ветра — ветер дует с кормы и в борт (диаметральная плоскость судна образует с линией ветра угол больше 90° и меньше 180°) Делится на полный бакштаг (ближе к 180°), собственно бакштаг и крутой бакштаг (ближе к 90°).
Бакштов — трос, выпущенный за корму стоячего на якоре судна, для закрепления шлюпок, катеров и других мелких судов.
Балктанкер — судно специальной постройки, способное перевозить сыпучие и жидкие грузы.
Ба́ллер — ось вращения руля, скреплённая с пером руля.
Баля́сина — точёный реёк, служащий ступенькой у штормтрапа.
Банка — 1) участок дна, глубина над которым заметно меньше окружающих глубин, то же, что мель; 2) доска, служащая для сиденья на шлюпке.
Ба́нник — деревянная цилиндрическая колодка со щеткой, наезженная на древко. Служит для очистки канала орудия от порохового нагара.
Бараба́н шпи́ля — вращающаяся часть шпиля, служащая для выбирания якорной цепи или швартовного троса.
Барк — трёх-пятимачтовое парусное судно для перевозки грузов с прямыми парусами на всех мачтах, кроме кормовой, несущей косое парусное вооружение.
Баркалон — парусно-гребное судно длиной около 35 м, шириной до 9 м, осадкой до 2,5 м; вооружение 26-44 орудия.
Бархо́ут — усиленный ряд досок наружной обшивки в районе ватерлинии.
Бейдевинд — курс судна относительно ветра: ветер дует с носа и в борт (диаметральная плоскость судна образует с линией ветра угол меньше 90°) Делится на полный бейдевинд (ближе к 90°), собственно бейдевинд и крутой бейдевинд (ближе к 0°).
Бе́йфут — кусок троса, обшитый кожей, с помощью которого рей или гафель удерживается в обхват у мачты или стеньги. У нижних реев бейфуты бывают железными, с вертлюгами.
Бе́нзель — перевязка двух тросов тонким тросом или линем. Если она делается толстым тросом, то называется найтовом.
Беседка — деревянная доска, подвешенная на гордене и служащая сидением при подъёме людей на мачты, трубы и пр., а также при спуске за борт.
Биза́нь — 1) косой парус, ставящийся на бизань-мачте, верхняя шкаторина которого шнуруется к гафелю, а нижняя растягивается по гику бизань-шкотом; 2) нижний прямой парус, ставящийся на бегин-рее бизань-мачты.
Слово «бизань» прибавляется к названиям всех частей рангоута, такелажа и парусов, крепящихся на бизань-мачте. Исключение составляет нижний рей, когда на бизани, кроме косого паруса, есть прямые паруса. Тогда рей будет называться «бегин-рей», а к деталям рангоута, находящимся выше марсовой площадки и на стеньгах, добавляется слово «крюйс».
Биза́нь-ма́чта — третья мачта, считая с носа. На четырёх и более мачтовых судах — всегда последняя, кормовая мачта. На так называемых «малых» («полуторамачтовых» судах [кеч, иол]) — вторая мачта от носа.
Би́кгед — переборка в носовой части парусных судов, у которых бак не доходит до форштевня.
Бимс (англ. beams, мн. число от beam — бревно, балка, перекладина) — поперечная балка, связывающая бортовые ветви шпангоута и придающая судну поперечную прочность.
Бире́ма — гребной военный корабль с двумя рядами весел.
Би́тенг — деревянная или металлическая тумба на палубе корабля для крепления тросов.
Блинд — парус, который ставили под бушпритом. Привязывался к блинда-рею.
Бли́нда-га́фель (усы) — отводы, горизонтально укреплённые у нока бушприта для разноса стоячего такелажа (утлегарь и бом-утлегарь бакштагов).
Бли́нда-фал — снасть, с помощью которой поднимался парус блинд. Блинда-фал основывался на два одношкивовых блока: один на середине блинда-рея, а другой у топа бушприта.
Блоки — простейшие механизмы, служащие для подъёма тяжестей, а также для изменения направления хода тросов при их тяге.
Блок со сви́тнем — блок, у которого строп оканчивается свитнем. Последний служит для подвязывания блока к какому-либо рангоутному дереву или снасти такелажа.
Бло́кшив — корпус разоруженного судна, приспособленный для жилья, хранения запасов и т. д.
Бо́канцы — старинное название шлюпбалок.
Бом — слово, прибавляемое ко всем парусам, снастям, рангоутным деревьям и такелажу, принадлежащим к бом-брам-стеньге.
Бом-брам-стеньга — мачта, поднимаемая выше брам-стеньги.
Бомбарди́рский кора́бль — парусный двухмачтовый корабль, вооружённый 12−14 пушками крупного калибра или 2−4 мортирами. Использовался для бомбардировки крепостей и портов. Обладал усиленной конструкцией корпуса.
Бом-брамсель — прямой парус, ставящийся на бом-брам-рее над брамселем. В зависимости от принадлежности к той или иной мачте он соответственно получает название: на фок-мачте — фор-бом-брамсель, на грот-мачте — грот-бом-брамсель и на бизань-мачте — крюйс-бом-брамсель.
Бом-утлегарь — рангоутное дерево, служащее продолжением утлегаря.
Борт — бок, боковая стенка судна.
Бот — всякое небольшое одномачтовое судно водоизмещением до 60 т, вооружённое 6−8 пушками малого калибра служащее для перевозки значительных грузов. Боты бывают палубные для морских плаваний, беспалубные для прибрежного.
Бо́тик — небольшой бот.
Бочка — плавучее приспособление в виде большого полого резервуара, закреплённого цепью за дно, служащее для швартования к нему кораблей, находящихся на рейде.
Брам — слово, прибавляемое к названию всех парусов, такелажа и снастей, принадлежащих к брам-стеньге.
Брам-бакшта́ги — снасти стоячего такелажа, поддерживающие с боков брам-стеньги.
Брам-ги́нцы — маленькие тали, ввязываемые в брам-фал.
Бра́мсель — прямой парус, ставящийся на брам-рее над марселем. В зависимости от принадлежности к той или иной мачте он соответственно получает название: на фок-мачте — фор-брамсель, на грот-мачте — грот-брамсель и на бизань-мачте — крюйс-брамсель. На больших судах брамсели могут быть разрезными: верхний и нижний.
Брам-сте́ньга — рангоутное дерево, служащее продолжением стеньги.
Брам-фал — снасть бегучего такелажа брам-реев, с помощью которой поднимают и спускают брам-реи. Кроме того, им же поднимают реи над бом-салинг при постановке брамселей.
Бра́ндер — небольшое парусное судно (по большей части выслуживший срок военный или торговый корабль), которое нагружалось различными горючими веществами и предназначалось для уничтожения неприятельского флота путём поджога его кораблей при сцеплении с ними вплотную.
Брандва́хта — корабль, несущий сторожевую службу у входа в гавань или порт. Ночью на брандвахте выставляется синий дежурный огонь.
Брандску́гель — зажигательный снаряд корабельной гладкоствольной артиллерии. Состоял из пустотелого чугунного ядра с отверстиями, начиненного зажигательным составом.
Брас — снасть бегучего такелажа, служащая для поворота рея в горизонтальной плоскости (брасопить рей).
Бра́шпиль — машина для подъёма якоря, в отличие от шпиля имеет горизонтальный вал.
Брейд-вы́мпел — широкий короткий вымпел, поднимаемый на грот-мачте командирами соединений, дивизионов и командирами отрядов кораблей.
Бриг — двухмачтовое парусное судно с прямыми парусами. Применялись для дозорной, посыльной и крейсерских служб. Водоизмещение 200—400 т, вооружение 10—24 пушки. Экипаж до 120 человек.
Бриганти́на: 1) Двухмачтовое парусное судно с прямыми парусами на передней (фок) и с косыми на задней (грот) мачте. Вооружение 6−8 пушек.
Бросательный конец — линь, имеющий на одном конце парусиновый, набитый песком и оплетенный сверху мешочек (грузик). С помощью бросательного конца подаются на причал (или с причала на судно) швартовные тросы.
Брюканец — рукав из плотной ткани (парусины, брезента), охватывающий мачту в районе палубы. Верхняя часть брюканца крепится к мачте бугелем или тросовым хомутом, нижняя прибивается к палубе. Назначение брюканца — не допустить попадания в трюм воды, стекающей по мачте во время дождя.
Брочинг — резкие повороты (броски) яхты в наветренную сторону, не поддающиеся управлению.
Бу́гель — плоское металлическое кольцо, служащее для крепления к рангоутным деревьям частей такелажа.
Бу́гель с обухами — стальное кольцо с приливами, имеющими отверстия, надетое (набитое) на мачту или рей для его укрепления оттяжками или для связи составных частей (мачты, рея).
Бу́йреп — трос, закреплённый за якорь и снабженный деревянным или металлическим поплавком (томбуем), который указывает местонахождение якоря на грунте.
Букси́р — 1) Трос, при помощи которого буксируют суда; 2) Буксирное судно, предназначенное для буксировки других судов.
Були́нь — снасть, которой оттягивают наветренную боковую шкаторину нижнего прямого паруса.
Бушпри́т — рангоутное дерево, укреплённое на носу судна в диаметральной плоскости горизонтально или под некоторым углом к горизонтальной плоскости. K бушприту крепится стоячий такелаж стеньг передней мачты, а также такелаж косых парусов — кливеров.
Бык-го́рдень — снасть бегучего такелажа судна, с помощью которой при уборке парусов нижняя шкаторина прямого паруса подтягивается к рею.

В

Ва́нты — снасти стоячего судового такелажа. Изготавливаются из стального или пенькового троса и служат для укрепления мачты, являясь оттяжками к борту.
Вант-пу́тенсы — железные цепи или полосы, нижний конец которых крепится снаружи к борту судна, а верхний закладывается за нижние юферсы. Не путать с путенс-вантами.
Ватер-бакшта́ги  — снасти стоячего такелажа бушприта, раскрепляющие его в горизонтальной плоскости, идущие к обоим бортам судна.
Ватерве́йс — толстые деревянные брусья палубного настила, идущие по бортам вдоль всего судна. Служат для продольного крепления судна и стока воды. На современных судах водосточный жёлоб, идущий по верхней палубе вдоль бортов, по которому вода через шпигаты стекает за борт.
Ватер-вулинг — крепление бушприта с форштевнем. В старом парусном флоте делались тросовые или цепные. На современных парусных судах заменены железными бугелями и скобами.
Ватерли́ния — линия соприкосновения спокойной поверхности воды с корпусом плавающего судна.
Ватер-шта́ги — стоячий такелаж бушприта, удерживающий его снизу.
Вельбо́т — узкая длинная шлюпка с острыми носом и кормой. Название произошло от первоначального типа шлюпки, употреблявшейся китоловами.
Верп — вспомогательный судовой якорь меньшей массы, чем становой, служащий для снятия судна с мели путём его завоза на шлюпках.
Веретено́ я́коря — массивный стержень, к нижней части которого прикреплены рога адмиралтейского якоря или лапы втяжного.
Верфь — место постройки судов.
Взять рифы — уменьшить площадь паруса: свертывая его снизу и подвязывая свернутую часть риф-штертами у косых и шлюпочных парусов; подбирая парус кверху и прихватывая его риф-сезнями к лееру на к рее у прямых.
Водоизмеще́ние — вес корабля в тоннах, то есть количество воды, вытесненной плавающим судном; характеристика размеров судна.
Выбирать слабину троса — обтягивать снасть настолько, чтобы она не провисала.
Вы́бленки — отрезки тонкого троса, ввязанные поперек вант и выполняющие роль ступеней при подъёме по вантам на мачты и стеньги.
Вымбо́вка — деревянный рычаг, служащий для вращения шпиля вручную.
Вы́мпел — длинный узкий флаг с косицами, поднимаемый на мачте военного корабля, находящегося в кампании.
Выстрел — горизонтально расположенное рангоутное дерево, подвешенное над водой перпендикулярно борту судна. Выстрел предназначен для крепления шлюпок, а также для посадки в шлюпки членов экипажа судна.

Г

Га́вань — защищённое место в порту для стоянки, погрузки и выгрузки судов.
Гак — стальной крюк, прикреплённый к концу тросов и цепей, служащий для подъёма шлюпок, груза и для буксировки.
Галеас — парусно-гребной военный корабль промежуточный тип судна между галерой и парусным кораблем. Длина ок. 80 м, ширина до 9 м, один ряд весел, 3 мачты с косыми парусами, экипаж более 800 чел., вооружение: до 70 пушек и таран.
Галео́н — многопалубное парусное судно, имевшее от трёх до пяти мачт со смешанным парусным вооружением.
Гале́ра — гребно-парусное, двух-трёхмачтовое военное судно длиной до 60 м с одним рядом вёсел (50 и более) и трёх—четырёхугольными парусами, вооружённое надводным тараном, а позднее пушками (до 20). Экипаж доходил до 250 человек. Предназначалось для действия у берегов и в шхерах.
Гале́та — сухарь из ржаной или пшеничной муки, употреблявшийся на кораблях военного парусного флота и позже при отсутствии хлеба, а также в качестве составляющей сухого пайка итп.
Галио́т (гальо́т) — парусное двухмачтовое судно водоизмещением 200—300 т. Использовалось для посыльной и транспортной службы.
Галс — курс судна относительно ветра; если ветер дует в правый борт, то говорят, что судно идёт правым галсом, если в левый борт — то левым галсом.
Галфвинд — курс судна относительно ветра — ветер дует практически прямо в борт (диаметральная плоскость судна образует с линией ветра угол около 90°)
Гарде́ль — снасть бегучего такелажа на судах с прямым парусным вооружением, служащая для подъёма нижних реев или гафелей.
Га́фель — рангоутное дерево, подвешенное наклонно к мачте и упирающееся в неё сзади, к которому привязывались некоторые паруса.
Галью́н — 1) Площадка, в виде балкона, в носу парусного судна, под носовым украшением. Служила отхожим местом экипажа.
Гельмпо́рт — отверстие в корме судна, через которое проходит баллер (ось) руля. Выше гельмпорта баллер руля проходит через гельмпортовую трубу.
Генуя — большой широкий стаксель со шкотовым углом, далеко заходящим за мачту.
Гик — горизонтальное рангоутное дерево, прикреплённое к мачте на небольшой высоте над палубой и обращённое свободным концом к корме судна. К гику пришнуровывается нижняя шкаторина косого паруса.
Ги́ка-топена́нт — снасти, накладывающиеся на конец гика и служащие для поддержания его в горизонтальном положении.
Ги́ка-шкот — снасть бегучего такелажа; крепится за нок гика, служит для постановки гика с растянутым по нему парусом в положение, необходимое при различных курсах судна.
Главная палуба — палуба, до которой доводят водонепроницаемые переборки, разделяющие корпус судна на отсеки; по главную палубу измеряют высоту надводного борта.
Ги́нцы — небольшие тали, подвижный блок которых ввязан в какую-нибудь снасть.
Ги́товы — снасти летучего такелажа, служащие для уборки прямых парусов и триселей. Гитовы прямых парусов подтягивают к рею шкотовые углы паруса. Гитовы триселей подтягивают парус к гафелю и мачте.
Го́рдень — снасть, проходящая через неподвижный одношкивный блок.
Грот — 1) Общее название средней (самой высокой) мачты у парусных кораблей; 2) Прямой парус, самый нижний на второй мачте от носа (грот-мачте), привязывается к грота-грею; 3) Слово, прибавляемое к наименованиям реев, парусов и такелажа, находящихся выше марса грот-мачты.
Грот-ма́чта — вторая мачта, считая от носа корабля.
Гукор — парусное двухмачтовое судно с широким носом и круглой кормой водоизмещением 60-200 т.
Гюйсшто́к — разновидность флагштока, стойка, на которой поднимается гюйс.

Д

Де́две́йт — полная грузоподъёмность судна, выражаемая в весовых метрических тоннах.
Де́йдвуд — кормовая оконечность судна в подводной его части между ахтерштевнем и килем.
Дек — палуба. Термин применяется к тем из палуб, на которых установлена артиллерия (двухдечный линейный корабль, трёхдечный). Деком называлась и верхняя открытая палуба, которая делится на бак, шкафут, шканцы и ют, называлась «квартер-дек», следующая называлась «опер-дек», ещё ниже — «мидель-дек», затем «гон-дек», ещё ниже — «орлоп-дек», или «кубрик», и «трюм».
Де́льные вещи — литые, кованые и другие части и детали оборудования судна. К дельным вещам относятся: кнехты, утки, погоны, киповые планки, винтовые талрепы, леерные стойки, иллюминаторы, тентовые стойки, крышки люков, рымы, клюзы и т. д.
Ди́рик-фал — снасть бегучего такелажа, служащая для подъёма гафеля.
Диффере́нт— разность углубления носом и кормой; если разность в сторону углубления кормой, говорят, что судно имеет дифферент на корму; в противном случае судно имеет дифферент на нос.
Док — бассейн, вырытый в земле ниже уровня моря и сообщающийся с ним закрывающимися воротами. Служит для строительства и ремонта судов.
Драёк — инструмент для такелажных и парусных работ, представляющий собой небольшой цилиндрический кусок дерева с заострёнными концами, имеющий посередине кип (желобок) для штерта. Применяется как рычаг при накладывании бензелей на стальные тросы для выдрайки концов.
Дра́йреп — снасть для подъёма марса-рея.
Дра́йреп-блок — одношкивовые блоки, привязываемые к марса-рею, через который проходит драйреп.
Дрейф (фр. derive) — отклонение движущегося судна от курса под влиянием ветра или течения; снос судна в сторону при стоянке на якоре.
Дректов — якорный канат шлюпочного якоря (дрека).

И

Иллюмина́тор — застекленное окно на судне. Имеет круглую или прямоугольную форму, глухое или открывающееся, с водонепроницаемыми крышками или без них. Служит для доступа в судовые помещения света и воздуха.
Иол — Тип парусного вооружения. Также — небольшое (водоизмещением до 10 т) парусное двухмачтовое промысловое судно.

К

Ка́бельтов — мера длины, равная одной десятой международной либо британской морской мили, то есть 185,2 или 185,3 м соответственно.
Кабеста́н — механизм для передвижения груза, состоящий из вертикально установленного вала, на который при вращении наматывается цепь или канат, прикрепленные другим концом к передвигаемому грузу, например якорю.
Ка́болка — самая тонкая составная часть растительного троса, скрученная из волокон конопли, агавы или других растений.
Кабота́ж — плавание от мыса к мысу, то есть прибрежное, совершаемое при помощи одних навигационных средств кораблевождения.
Калышка — петля на тросе, образующаяся при его чрезмерном закручивании.
Ка́пер — частное лицо, которое с разрешения верховной власти воюющего государства снаряжало за свой счёт судно для борьбы против морской торговли противника.
Каррона́да — короткая чугунная пушка.
Картечь — артиллерийский снаряд ближнего действия для поражения живой силы противника на расстоянии до 300 м.
Карту́шка — подвижный диск (или кольцо) в компасе с равномерно нанесёнными делениями градусной или румбовой системы.
Каюта — отдельное помещение на судне для жилья; каюта капитана, механика и т. д.
Кают-компания — столовая и место отдыха командного состава корабля.
Квартирмейстер — младший унтер-офицер во флоте.
Килевание — 1) наклон судна на бок настолько, чтобы киль вышел из воды (для ремонта, очистки или покраски подводной части судна) (см. также Кренгование); 2) наказание в в виде протягивания наказуемого под днищем судна
Киллихтер, килектор (от нидерл. kiellichter — плавучий грузоподниматель) — судно, оборудованное в носовой части грузоподъемным устройством.
Киль — основная продольная связь корабля, располагаемая по всей его длине в нижней части по диаметральной плоскости. На деревянных судах киль состоит из выступающего наружу бруса, к которому прикрепляются шпангоуты; на металлических киль делается из вертикально поставленных листов, скрепляемых полосами углового железа с листами, положенными горизонтально.
Киль-блоки (киль-блок) — две подставки из дерева, вырезанные по форме днища шлюпки. На них устанавливаются шлюпки.
Кильсон — продольная связь на судах с одинарным дном, соединяющая днищевые части шпангоутов. В зависимости от своего расположения по ширине судна различают средние, боковые и скуловые кильсоны. На деревянных судах кильсоном называют продольный брус, накладываемый поверх шпангоутов и обеспечивающий не только увеличение продольной крепости, но и связь между шпангоутами.
Кингстон) — отверстие с клапаном в наружной обшивке подводной части судна для приёма или удаления воды.
Кип — жёлоб на щёках, юферсах и шкивах блоков, направляющий трос, а также отверстие в киповой планке, служащее для проводки троса.
Киповая планка — используется как швартовый или буксирный полуклюз в тех местах, где нет фальшборта. Для уменьшения трения тросов на киповой планке устанавливается вертикальный вращающийся роульс.
Клевант — 1) Конусообразный кусок твёрдого дерева, вставляемого в узел, чтобы последний не затягивался. 2) Небольшой деревянный брусочек цилиндрической формы с круглой выточкой (кипом) посередине. Употребляется для соединения флагов с фалами, на которых они поднимаются.
Клетень — слой шкимушгара, тонкого линя или проволоки, накладываемый вокруг троса, против его спуска, с помощью полумушкеля.
Клетневание — особый вид такелажной работы, заключающийся в следующем: на тренцованный и насмоленный трос кладут клетневину по спуску троса так, чтобы каждый её шаг перекрывал следующий. Покрыв таким образом весь трос клетневиной и укрепив её концы, приступают к наложению клетня (шкимушгар, тонкий линь или проволока) вокруг троса, против его спуска, с помощью полумушкеля.
Кливер — косой треугольный парус, ставящийся впереди фок-мачты.
Клотик — деревянный выточенный кружок, надеваемый на топ мачты или флагштока. Прикрывает торец мачты от влаги. Имеет несколько шкивов или кипов для фалов.
Клюз — отверстие в борту для якорной цепи.
Кне́хты — парные металлические тумбы, отлитые вместе с основанием — плитой (на деревянных судах были деревянные). Кнехты устанавливаются на палубе в носовой, кормовой части и бортов судна и служат для закрепленил тросов при швартовке.
Книппель — снаряд, употреблявшийся для повреждения рангоута и такелажа парусных кораблей противника. Состоял из двух ядер или полуядер, соединённых между собой железным стержнем или цепью.
Кница — деталь, соединяющая бимсы со шпангоутами.
Кноп (кноб) — узел в виде утолщения на конце троса для удержания или закрепления его коренного конца.
Княвдигед — у старинных парусных судов выдающаяся вперёд верхняя часть водореза. Верхняя часть княвдигеда украшалась резной фигурой.
Кок — судовой повар.
Колышка — род узла для укорачивания снасти или сделанная для каких-либо целей петля на тросе.
Комингс — вертикальные стальные листы или деревянные брусья, ограждающие грузовые, световые и сходные люки от попадания воды внутрь помещений. Все двери на судне также имеют комингс высотой от 50 до 300 мм.
Компа́с — основной мореходный инструмент, показывает направление сторон света и направление, по которому идёт судно.
Конец:
Коренной конец — условное название закреплённого или же неиспользуемого в работе конца троса.
Ходовой конец — условное название того конца троса, к которому приложена тяга, а также конца троса, непосредственно используемого (перемещаемого) при завязывании узла.
Контр-бизань — косой парус, ставящийся на бизань-мачте, верхняя шкаторина которого шнуруется к гафелю, а нижняя растягивается по гику. Термин «контр-бизань» применяется к этому парусу только в случае наличия на бизань-мачте нижнего прямого паруса, устанавливаемого на бегин-рее (см. бизань). Если такого паруса нет, термин «контр-бизань» не используется. В художественной (преимущественно) литературе (как пример — Жюль Верн, «Дети капитана Гранта») этот термин часто неправильно применяется к аналогичному по виду и выполняемым функциям грота-триселю брига.
Контрфорс — поперечная распорка звена якорной цепи калибром свыше 15 мм. Уменьшает деформацию звена под нагрузкой, повышает прочность звена (примерно на 20 %).
Корабль: 1) в современной общей терминологии — судно, предназначенное и снаряженное для ведения боевых действий. Таким образом, выражение «военный корабль» представляет собой тавтологию. 2) В классификации парусных судов  — парусник, несущий на всех мачтах, в том числе и на бизани, прямые паруса. В этой классификации судно с любым другим типом парусного вооружения кораблем не является.
Корвет — в трёхмачтовый корабль водоизмещением 400—600 т с полным прямым парусным вооружением, имел до 32 орудий. Использовался для посыльной службы, иногда для крейсерских действий.
Кордебаталия — центральная (средняя) часть боевого строя эскадры, следующей в кильватерной колонне.
Корма — задняя оконечность судна.
Корсары — частные лица, действующие на хорошо вооружённых лёгких судах против торгового судоходства с целью разбоя.
Коч — мореходное поморское, деревянное, одномачтовое, плоскодонное (сферическое), однопалубное промысловое, парусно-гребное судно.
Кочмара — большая парусная одномачтовая промысловая лодка.
Коуш — металлическое кольцо, имеющее на наружной своей поверхности желобок соответствующей толщины для троса.
Кофель-нагель — деревянный или металлический стержень с рукоятью на верхнем конце, вставляемый в гнездо кофель-планки для завёртывания на него снастей бегучего такелажа.
Кофель-планка — деревянный или металлический брус с отверстиями для кофель-нагелей, прикреплённый горизонтально на палубу у мачт и у внутренней части борта.
Крамбол — толстый короткий брус в виде консоли, выходящий за борт и поддерживаемый снизу кницею, называемой сапортусом. Применялись в парусном флоте на деревянных судах для подтягивания к борту якорей.
Кранец — приспособление временное или постоянное, служащее для предохранения борта судна от ударов и трения о причал или другое судно. В качестве кранца используют деревянные брусья, парусиновые или плетённые из троса мешки, набитые крошенной пробкой, пеньковыми или синтетическими отходами (редко песком), цилиндрические резиновые баллоны (иногда надувные — пневмокранцы).
Краспица — поперечный элемент рамы саллинга на судах с прямыми парусами и составными мачтами. На яхтах — распорка между мачтой и снастями стоячего такелажа (ромбвантами, топвантами и т. п.), позволяющая получить угол, необходимый для обеспечения опорной реакции вант при высокой мачте. Позволяет повысить жесткость мачты в поперечной плоскости.
Кренгельс — кольцо, свитое из прядей троса. Кренгельсы заменяют стропы, вделываются в шкаторины парусов для ввязывания шпрюйтов, накладываются на брам-стеньги под брам-такелаж.
Кренгование — наклон судна на борт (для проведения работ на подводной части судна) без выхода киля из воды (см. также Килевание)
Кринолин — площадка, где размещались гребцы.
Крюйс — слово, обозначающее, что части рангоута, такелажа и паруса, перед названием которых оно стоит, принадлежат к бизань-мачте выше её марса.
Крюйс-рей — второй снизу рей на бизань-мачте. К нему привязывается парус, называемый крюйселем.
Крюйт-камера — пороховой погреб на корабле.
Ку́брик — 1) Жилое помещение для команды. 2) Название одной из палуб парусного военного корабля, на которой жила команда.
Кумпанство — товарищество, добровольно составленное из землевладельцев для выполнения повинности постройки кораблей.
Куттер — самое малое одномачтовое судно для несения дозорной и посыльной службы. Вооружалось 8-14 орудиями.

Л

Лаг — прибор ручной или механический для измерения скорости хода судна.
Лансон — одно-двухмачтовое речное судно, предназначавшееся для транспортировки войск.
Ластовые суда — малые суда, обеспечивающие базирование крупных военных судов.
Левентик — курс судна относительно ветра: ветер дует прямо в нос. Парусное судно таким курсом идти не может. На парусниках этот курс используется для остановки судна (привести судно к ветру).
Лёгость — 1) Небольшой мешочек, сплетенный из шнура, размером с кулак, наполненный песком. Служит грузом у бросательного конца для его подачи. 2) В торговом флоте этим термином обозначают бросательный конец.
Леер — металлический прут или туго натянутый растительный или стальной трос, используемый для привязывания парусов, стягивания тентов, сушки белья и т. д. Леерами также называются укреплённые на стойках тросы, заменяющие фальшборт судна, и тросы, натягиваемые для предотвращения падения людей за борт во время шторма.
Ликтрос — мягкий трос, которым обшивают кромки парусов.
Линейный корабль — в парусном флоте самый большой трёхмачтовый военный корабль с прямыми парусами, с двумя или тремя орудийными палубами, вёл бой, находясь в линии (кильватерной колонне). Водоизмещение до 5 тыс. т, вооружение до 130 пушек;
Линёк — короткая веревка, с палец толщиной, с узлом на конце, для наказания матросов в старом флоте.
Линия баталии — боевой порядок парусных кораблей, построенных в колонну для артиллерийского боя.
Линь — тонкий растительный трос диаметром от 3,8 до 11,2 миллиметра, свиваемый из каболок. Для сигнальных фалов и для лаглиней употребляются плетеные лини.
Лисели (лисель) — дополнительные паруса в форме трапеций, которые ставили с внешних сторон прямых парусов на лисель-спиртах.
Лисель-реёк — реёк, к которому пришнуровывается лисель.
Лисель-спирты — тонкие рангоутные деревья на фока- и грота-реях и на фор- и грот-марса-реях, служащие для постановки лиселей.
Лонг-салинг — два деревянных продольных бруса, прикреплённых к нижней части топа мачты или стеньги и связанных между собой краспицами и чиксами. Служат основой марса или салинга.
Лопарь — трос, основанный между блоками или юферсами.
Лот — свинцовый груз или просто груз, служащий для измерения глубины.
Лотлинь — специальная веревка (линь), на которой подвешивается груз (лот) для измерения глубины.
Лоция — описание морского водоема и руководство для плавания.
Лоцман — лицо, измеряющее лотом глубины и потому знающее характер побережья. Проводит суда в порты через каналы, по шхерам, в других местах, где требуется хорошее знание побережья, проходов, течений, фарватера и т. д.
Люверс — круглое, обмётанное ниткой или отделанное медным кольцом отверстие в парусе, тенте и т. п.

М

Магазин — плавучий склад.
Манильский трос — трос, изготовленный из волокна листьев многолетнего травянистого растения абака — прядильного банана. Манильский трос крепче пенькового на 70 % и легче на 25 %, он не боится морской воды. Однако его волокно менее гибко по сравнению с пенькой и не выдерживает такого сопротивления при завязывании в узлы, как пенька.
Мантыль — кусок троса, имеющий на одном из своих концов свитень, на другом — коуш. По мантылю ходит одношкивовый блок, имеющий длинный строп. С помощью мантыля тянут стоячий такелаж. Для этой цели закладывают его свитинем на ванту (выше комля), в строп блока закладывают талреп, а в коуш-гак сейталей.
Марка — несколько плотно наложенных один к другому шлагов каболки на конце троса для предотвращения его расплетания.
Марс (марсовая площадка) — площадка на топе составной мачты, прикреплённая к лонга-салингам и краспицам. На парусных судах служит для разноса стень-вант и местом для некоторых работ при постановке и уборке парусов. На марсах военных кораблей устанавливались дальномеры и малокалиберные орудия.
Марса-гитовы — одна из снастей бегучего такелажа, с помощью которой убирают марсели.
Марса-драйреп — снасть бегущего такелажа марса-реев. На марса-драй-репах и марса-фалах подвешен своей серединой марса-рей, когда марсель закреплён.
Марса-рей — рей, к которому привязывается марсель. Второй снизу рей на мачте.
Марсель — прямой парус, ставящийся на марса-рее над нижним парусом. В зависимости от принадлежности к той или иной мачте он соответственно получает название: на фок-мачте — фор-марсель, на грот-мачте — грот-марсель и на бизань-мачте — крюйс-марсель. На больших судах марсели могут быть разрезными: верхний и нижний.
Мартин-гик — рангоутное дерево, укреплённое вертикально под бушпритом своим ноком вниз. Служит для разноса снастей стоячего такелажа — утлегарь- и бом-утлегарь-штагов.
Мателот — соседний корабль в строю. Может быть передним, задним, левым или правым.
Матрос — лицо из состава верхней команды на судне.
Мачта — вертикальное рангоутное дерево. Мачты используются для установки парусов, грузовых стрел, приборов сигнализации и связи, для подъёма флажных сигналов и т. д.
Миля морская — морская единица длины, применяемая для измерений на море, равная 1852 м Старая русская миля равнялась 7.468 м.
Минреп — стальной, пеньковый или капроновый трос или цепь для крепления якорной морской мины к якорю и удержания её на определённом расстоянии от поверхности воды.
Морская сажень — 6 футов (1.83 м).
Мортира — Орудие крупного калибра для навесной стрельбы; длина ствола не более 12 калибров.
Мусинг — кноп (узел), сделанный не на конце снасти, а в середине.

Н

Набор судна — каркас, скелет корпуса судна, состоящий из продольных и поперечных связей.
Нагель — деревянный гвоздь.
Надстро́йка — закрытое сооружение на верхней палубе судна, расположенное от борта до борта.
Нактоуз — ящик или шкалик, на котором укреплён компас.
Нок — оконечность рангоутного дерева, расположенного горизонтально или под некоторым углом к плоскости горизонта (гика, гафеля, рея и т. д.).

О

Обводы — внешние очертания корпуса судна, характеризуемые теоретическим чертежом.
Обшивка — внешняя оболочка корпуса судна, обеспечивающая водонепроницаемость.
Обух — болт, у которого вместо головки сделано кольцо или поковка с проушиной в верхней своей части.
Оверштаг — поворот, при выполнении которого курс корабля пересекает направление ветра, при этом корабль пересекает линию ветра носом. Поворот с юго-восточного курса на юго-западный при южном ветре будет поворотом оверштаг. Часто используется при движении галсами. Любой поворот парусного судна (оверштаг или фордевинд [см.]) сопровождается сменой галса. Любой другой манёвр парусника поворотом не считается.
Огон — кольцо или постояннная петля из троса сделанная на его конце или в середине. Этим кольцом снасть надевается на рангоутвое дерево, а швартовый конец на швартовный гак, кнехт, битенг или утку на причале в шлюзе или на борту стоящего в счалке судна.
Октан — угломерно-отражательный мореходный инструмент.
Оплетка — конец снасти, заплетенной особым способом для предотвращения его от развивки. Обычно оплетками раделываются концы всего бегучего такелажа кроме того, оплетками покрывают сплесни на такелаже и стропах блоков, оплетают фалрепы и пр.
Осадка судна — расстояние от грузовой ватерлинии самой нижней точки выступающей части судна.
Отдать конец — отвернуть конец с кнехта, за который он был завернут, или выпустить его, если он держится в руках: отвязать и отпустить конец с берега или с другого судна.
Отсеки — внутренние помещения на судне, разделённые между собой поперечными или продольными водонепроницаемыми переборками.
Оттяжка — трос, укреплённый на ноке грузовой стрелы, с помощью которого грузовая стрела поворачивается вокруг вертикальной оси и закрепляется в нужном положении.

П

Пайол — съёмный деревянный настил на дно шлюпки, на деку грузового трюма, провизионных кладовых, румпельных и прочих судовых и корабельных помещений.
Пакетбот — двухмачтовое парусное судно для перевозки почты и несения посыльной службы. Водоизмещение 200—400 т, вооружение от 12 до 16 пушек.
Пал — 1) чугунная тумба, врытая в землю, или несколько свай, вбитых в грунт, за которые заводятся швартовы; 2) откидные стопоры, насаживаемые на нижнюю часть баллера шпиля
Палуба — горизонтальный ярус корабля. Начиная сверху имели следующие назначения: квартер-дек — открытая палуба для управления судном; опер-дек — верхняя батарейная палуба; мидель-дек — средняя батарейная палуба; орлопдек — палуба жилых и служебных помещений;трюм — самая нижняя палуба. Встречаются другие наименования палуб.
Пароходофрегат — военный корабль переходного периода от парусного к паровому флоту, имевший в качестве двигателя паруса и паровую машину.
Парус — основной движитель судов и кораблей до изобретения паровой машины. Представляет собой аэродинамическую плоскость, на которой в результате обтекания ветра возникают силы тяги и дрейфа.
Пеленг — горизонтальный угол между северной частью меридиана наблюдателя и направлением из точки наблюдения на объект, измеряемый по часовой стрелке от 0° до 360°. В зависимости от принятого меридиана различают пеленги: истинный, магнитный, компасный.
Пеленг — строй кораблей, при котором все они располагаются на линии (пеленге), проходящей под углом к курсу уравнителя (ведущего).
Пеленгатор — прибор, установленный на компасе, служащий для взятия пеленгов или направлений на земные предметы или небесные светила.
Пеньковый трос — растительный трос, изготовленный из волокон луба конопли.
Переборка — любая вертикальная перегородка внутри корпуса, кроме двойного борта.
Перлинь — трос кабельной работы, окружностью от 4 до 6 дюймов (102—152 миллиметра).
Перо руля — действующая часть руля.
Перты — закреплённые под реями тросы, на которых стоят работающие на реях люди.
Пиллерс — вертикальная металлическая стойка, служащая опорой для палубного перекрытия судна. Пиллерсы бывают постоянные или съёмные.
Планширь — горизонтальный деревянный брус или стальной профиль (стальной профиль может быть обрамлён деревянным брусом) в верхней части фальшборта.
Пластырь — устройство для временной заделки повреждений в подводной части корпуса судна. Мог изготавливаться из нескольких слоев парусины водоупорной пропитки или из нескольких слоев досок с парусиновой прокладкой.
Плашкоут — плоскодонная барка с высокими бортами; употреблялась для промежуточных опор наплавных мостов. Плашкоутные мосты удобны тем, что их в любой момент можно отвести в стороны, чтобы освободить часть или всю ширину реки.
Погонное орудие — орудие на парусных судах, установленное для стрельбы прямо по носу.
Подпёрток — короткие шкентеля, поддерживающие перты по всему рею в нескольких местах.
Полубак — носовая надстройка на баке корабля.
Полундра — восклицание, первоначально означавшее «берегись сверху!». В настоящее время используется как синоним слова «берегись». Сохранилось со времён парусного флота, когда матросы, работая на мачтах или реях, могли уронить инструмент или какую-либо деталь парусного вооружения судна и предупреждали об этом всех находящихся внизу, на палубе, криком «Берегись!»
Полуют — возвышенная часть кормовой оконечности корабля или дополнительная палуба над ютом.
Понтон — плавучее сооружение для поддержания на воде различных устройств за счёт собственного запаса плавучести.
Порт — герметически закрывающиеся вырезы в бортах судов.
Привальный брус — часть продольного набора, верхний стрингер: брус, идущий вдоль судна и крепящийся к шпангоутам; на него кладутся концы бимсов. Используется для защиты борта судна. На парусных судах изготавливался из дерева. На современных катерах и яхтах устанавливают привальный брус из пластифицированного ПВХ. Так привальный брус из ПВХ более долговечен не впитывает влагу. При швартовке судна демпфирует, чем смягчает удары о причал. Современный привальный брус имеет большое количество видов и конфигураций.
Прикол — вертикальный или наклонный стержень на берегу для привязывания судна.
Прихватить — слегка закрепить; наскоро привязать. Прихватить что-либо каболкой — это значит подвязать временно.
Проводник — небольшой трос, использующийся для подачи буксира на буксируемый объект (на шлюпке, линемётом).
Прядь — вторая по толщине составная часть троса, свитая из каболок. У стальных тросов пряди свиваются из оцинкованных проволок.
Путенс-ванты — связи, идущие от вант из-под марса к боковым его кромкам; служат для укрепления кромок марса и не дают ему выгибаться вверх от стеньтяги стень-вант.

Р

Раздернуть снасть — полностью отпустить, ослабить снасть.
Растительный трос — трос, изготовленный из волокон растений (конопли, абаки, агавы, кокоса и др.)
Реёк — небольшая поперечная балка, подвешенная за середину к мачте, предназначенная для крепления парусов.
Рей — рангоутное дерево, подвешенное за середину при помощи бейфута к мачте или стеньге для постановки парусов или для крепления сигнальных фалов.
Рейд — часть акватории порта для якорной стоянки судов. Внешний рейд не имеет защиту от ветра и волн; внутренний рейд защищён естественными или искусственными преградами от ветра и волн.
Риф — 1. отдельная скала или гряда, представляющая навигационную опасность; 2. часть паруса, приспособленная для уменьшения его площади, без полной уборки (ср. Взять рифы).
Риф-бант — полоса парусины, нашиваемая на парус параллельно его нижней шкатоине, для увеличения прочности паруса в тех местах, где основан риф-штерт или сезни.
Риф-леер — снасть на прямом парусе, основанная параллельно верхней шкаторине и служащая для привязывания паруса, риф-сезенями при взятии рифов.
Риф-сезень — конец, сплетенный из шкимушки. Один конец его имеет очко или кноп, удерживающий его в люверсе паруса. Служит для завязывания паруса, когда берется риф.
Риф-штерты — короткие тросы, ввязанные в люверсы и служащие для уменьшения площади паруса при большой ветровой нагрузке на малых парусных судах.
Ростр — Таран с металлическим наконечником на носовой части военного корабля времен Древнего Рима для нанесения ударов кораблю противника.
Ростры — совокупность запасных рангоутных деревьев на парусном судне. Весь запасной рангоут складывался вместе на шкафуте. Рострами впоследствии стали называть часть палубы средней надстройки, где размещались шлюпки. Ростры над главной палубой поддерживают пиллерсы.
Роульс — каток, отлитый из чугуна или стали, или выточенный из крепкого дерева и свободно вращающийся на оси. Роульс ставится, например, в киповых планках или отдельно для направления троса, для поддержки рулевых штанг и т. д.
Рубка — закрытое сооружение на палубе надводного борта или на палубе надстройки.
Руль — вертикальная пластина (перо руля), поворачивающаяся на оси (баллере) в кормовой подводной части судна. Служит для поворота судна в ту или иную сторону.
Румпель — часть рулевого устройства корабля. Передаёт крутящий момент от усилия, создаваемого рулевой машиной или вручную.
Рундук — ящик или ларь, устанавливаемый во внутренних помещениях корабля, для хранения личных вещей.
Руслени — площадки по наружным бортам парусного судна, расположенные на уровне верхней палубы против мачт. Служат для разноса вант, которые скрепляются вант-путенсами.
Рыбины — деревянные щиты из реек, которые укладываются на дно шлюпки в целях предохранения обшивки от порчи ногами.
Рым — металлическое кольцо для закрепления тросов, блоков, стопоров, швартовных концов и т. п. Рымы устанавливаются на палубе и на фальшборте судов, в носовой и кормовой оконечностях шлюпок, а также на причалах и набережных.

С

Са́линг — деревянная или металлическая конструкция, служащая для соединения мачты и её продолжения в высоту — стеньги (или стеньги и брамсеньги и так далее). Салинг представляет собой раму из двух продольных брусьев — лонга-салингов, и двух-трех перекрещивающихся с лонга-салингами брусьев — краспиц, а также короткого бруса, параллельного краспицам, — чака. Основное назначение салинга — как можно больше разнести в стороны стень-ванты. Салинг служит опорой для марса. В свою очередь, саллинг опирается на чиксы.
Свайка — деревянный или металлический конический стержень (иногда изогнутый) с плоской головкой. Служит для пробивания прядей троса и других такелажных работ.
Свисто́в — тонкий трос, соединяющий наружные концы вымбовок, вставленных в гнезда шпиля. Применяется с той целью, чтобы вымбовки не выскакивали из своих мест, в случае если шпиль начнет вращаться в обратную сторону. Свистов служит также и для того, чтобы можно было больше поставить людей на шпиль, так как последний можно вращать за свистов с тем же успехом, как и за вымбовки.
Свитень — конец троса, заплетённый косой.
Се́зень — плетёнка с петлёй на одном конце и косой — на другом. В зависимости от назначения или места носит различные наименования; например, риф-сезень.
Сей-тали — тали, основанные между двухшкивным и одношкивными блоками. Применяются для обтягивания стоячего такелажа и для подъёма грузов.
Скоба́ якоря — скоба, введенная своим болтом в проушину веретена якоря; служит для крепления к якорю цепного каната.
Слабина́ троса — провисание, излишек нетуго натянутой снасти.
Слаблинь — длинный слабокрученый линь, предназначенный для притягивания парусов к рангоуту. Для применения слаблиня парус должен быть оборудован кренгельсами.
Слип — наклонная площадка, предназначенная для спуска судов на воду и подъема их из воды
Снасти — вырубленные тросы, применяемые для подъёма (уборки) парусов и управления ими, а также для такелажных и других работ.
Сорлинь — линь или цепь; крепится одним концом к передней кромке или к выдающейся над водой верхней части пера руля, а другим — к судну. Назначение сорлиня — удержать руль, если он соскочит с петель.
Спарде́к — верхняя лёгкая палуба, простиравшаяся от форштевня до ахтерштевня и располагавшаяся выше главной палубы. В настоящее время спардеком часто называют средние надстройки на судах.
Спле́сень — соединение троса в месте разрыва: место, где сделано сращение оборванного троса.
Ста́ксели — косые паруса треугольной формы, обычно ставятся впереди мачты. Передней шкаториной опираются на штаг.
Стандерс — пустотелая литая высокая стойка, в которую вставляется шлюпбалка или трапбалка, не проходящие сквозь палубу судна.
Стапель — сооружение для постройки судна и спуска его на воду.
Старн-тимберсы — брусья в корме деревянного судна, идущие выше транцев.
Стень — сокращение слова «стеньга»; прибавляется к названию деталей, принадлежащих стеньге; например, стень-ванты, стень-штаги и т. д.
Стеньга — продолжение верхнего конца судовой мачты, служащее для крепления радиоантенн, сигнальных реев, судовых огней, гафелей, парусов.
Стень-бакштаги — снасти стоячего такелажа, поддерживающие стеньги.
Стень-ванты — снасти стоячего такелажа, с помощью которых стеньга удерживается с боков и чуть сзади.
Степс — гнездо, в которое вставляется мачта своим шпором.
Стоячий такелаж — такелаж, который служит для поддержки и укрепления рангоута. В отличие от бегучего такелажа не перемещается.
Стравливать — ослаблять, выпускать трос или снасть до отказа.
Стрела грузовая — приспособление для погрузки и выгрузки грузов. Изготовляется из дерева или металла и оснащается такелажем из стальных или растительных тросов.
Стренди — составные части троса, из которых скручиваются тросы кабельной работы. Стренди свиваются из прядей, пряди — из каболок, а каболки — из растительных волокон или из проволоки.
Стрингер — продольная связь набора корпуса судна, идущая по всей его длине. В зависимости от назначения стрингера называются днищевыми, скуловыми, бортовыми и палубными.
Строп грузовой — приспособление для подъёма грузов на гаке стрелы или кране. Изготовляется из растительных или стальных тросов.
Судно — общее название технического сооружения, предназначенного для перевозки пассажиров и грузов, выполнения вспомогательных работ, ведения боевых действий в акваториях рек, озёр, морей, океанов.
Схватка — временное прикрепление конца троса к его средине с помощью линя или шкимушгара.

Т

Табанить — грести распашными веслами против обычного хода, чтобы шлюпка двигалась кормой вперед.
Такелаж — общее наименование всех снастей, составляющее вообще вооружение судна или вооружение рангоутного дерева. Такелаж, служащий для удержания рангоута в надлежащем положении, называется стоячим, весь же остальной — бегучим.
Тали — грузоподъемное приспособление, состоящее из двух блоков (подвижного и неподвижного), соединённых между собой тросом, один конец которого укреплён неподвижно у одного из блоков.
Талреп (винтовой, тросовый, рычажный и т. д.) — приспособление для обтягивания стоячего такелажа, штуртроса, лееров и т. п.
Таран — 1) выступ в подводной части корабля гребного флота; 2) тактический приём морского боя — удар в борт судна противника своим тараном, в результате которого образовывалась пробоина и судно противника тонуло или выходило из строя.
Тимберовка — капитальный ремонт парусного судна.
Тимберс — правая или левая ветвь шпангоута.
Топ — верхний конец всякого вертикального рангоутного дерева, например мачты, стеньги, флагштока.
Топенант — снасть бегучего: такелажа, прикреплённая к ноку рея и служащая для установки рея под тем или иным углом к горизонтальной плоскости. Топенантом также называется снасть, поддерживающая нок грузовой стрелы, гика, гафеля.
Топтимберс — Верхняя часть шпангоута.
Траверз — направление, перпендикулярное к курсу судна.
Транец — нижняя часть прямой кормы, набранная горизонтальными балками; на шлюпках — доска, образующая корму, к которой крепится наружная обшивка.
Травить — выпускать, ослаблять трос или снасть.
Трап — лестница на корабле.
Трап-балка — балка, имеющая вид невысокой поворотной шлюп-балки, снабженная талями. Служит для поддерживания нижней площадки забортного трапа.
Трекатр — небольшое парусное транспортное судно грузоподъемностью до 100 т.
Тренд — место стыка нижних концов рогов и нижней части веретена якоря.
Трисель — косой четырёхугольный парус, верхней шкаториной шнурующийся к гафелю, а нижней растягивающийся по гику.
Трисы — брасы блинда-рея.
Тросы — общее наименование канатно-веревочных изделий. В зависимости от материала тросы бывают: стальные, растительные — из волокон трав и растений (пеньковые, манильские, сизальские, кокосовые и др.), комбинированные (из стальных проволок и растительных волокон), а также из искусственных волокон (капроновые, нейлоновые, перлоновые). На военных кораблях тросы используются для стоячего и бегучего такелажа, для буксирных концов и швартовов, в погрузочных устройствах, в минно-траловом деле, для крепления предметов на корабле, такелажных работ и др.
Трюм — внутреннее помещение корабля, лежащее ниже самой нижней палубы.
Трюмсель — летучий парус, устанавливается на трюм-рее выше бом-брамселя при слабых ветрах
Турачка — боковой (вспомогательный) барабан на грузовом валу судовой лебедки (или брашпиля), предназначенный для тяговых операций с канатами различного назначения.
Тяжеловес — 1) Грузовое место массой 10 т. и более; 2) Грузовая стрела для подъёма грузов массой более 10 т.

У

Узел — единица скорости судна, соответствующая одной морской миле в час (1852м).
Усы — приспособления в виде изогнутых рогообразных наделок, привёрнутых к пятке гафеля или гика и охватывающие с двух сторон мачту. Служат для подвижного соединения с мачтой. Усы бывают деревянные и металлические, обшитые кожей. Придерживаются у мачты тросом, называемым бейфутом или вертлюгом.
Утлегарь — рангоутное дерево, служащее продолжением бушприту.
Утка — точеная деревянная планка или отливка, закреплённая неподвижно и служащая для крепления тонких тросов, например флаг-файлов, фалиней.

Ф

Фал — снасть, служащая для подъёма некоторых рей, парусов, сигнальных флагов и т. д. В каждом случае к этому слову прибавляется термин, соответствующий предмету, поднимаемому Ф., например марса-Ф. — Ф., поднимающий марса-рей; кливер-Ф. — снасть, поднимающая верхний угол кливера; Ф. для флага или флаг-Ф. — снасть, на которой поднимаются флаги, и т. д.
Фалинь — трос, закреплённый за носовой или кормовой рым шлюпки. Служит для привязывания шлюпки к пристани, судну или т. п.
Фалреп — тросы, заменяющие поручни у входных трапов судна. По морским традициям (XIX век), эти тросы держат в руках матросы (фалрепные), назначаемые для этого, при входе офицеров или почётных лиц на судно. Сообразно с положением вступающего на судно назначается и число фалрепных, напр. для встречи обер-офицера — 2, для штаб-офицеров и выше или гостей — 4. В последнем случае двое становятся на палубе, двое стоят на нижней площадке и помогают при входе встречаемого лица взобраться с шлюпки на трап.
Фальшборт — ограждение по краям наружной палубы судна, корабля или другого плавучего средства представляющее собой сплошную стенку со специальными вырезами для стока воды, швартовки и прочего.
Фелука — небольшое палубное судно с треугольными парусами.
Фиорд — см. «фьорд».
Флагшток — вертикальная стойка (шток, стержень, древко), на которой поднимается любой флаг. На корабле — верхняя часть самой верхней стеньги, на которой поднимается корабельный флаг. На кормовом флагштоке (стойке в оконечности кормы) поднимается кормовой флаг. На гюйсштоке (разновидность флагштока) на носу корабля поднимается гюйс.
Флор — поперечные стальные днищевые балки или листы в наборе, а также поперечные стальные балки или листы в танках в наборе корпуса судна, продолжением которых от скуловой части до верхней палубы являются шпангоуты.
Флортимберс — нижняя часть шпангоута, соединяющаяся с килем.
Флот — оперативное объединение военно-морского флота, предназначенное для ведения военных действий на морском (океанском) театре.
Флотилия — оперативное объединение флота. Флотилии бывают морскими, озёрными, речными.
Фок — прямой парус, самый нижний на передней мачте (фок-мачте) корабля. Привязывается к фока-рею.
Фок-мачта — передняя мачта на двух и более мачтовом корабле, то есть первая, считая от носа к корме.
Фордевинд — 1) курс судна относительно ветра: ветер дует прямо в корму (попутный ветер); 2) поворот судна (поворот фордевинд, через фордевинд), когда линия ветра пересекается кормой. Любой поворот парусного судна связан с изменением галса. Другие манёвры парусного судна поворотом не считаются.
Фор-марса-рей — горизонтальное дерево рангоута, несущее парус марс на Фок-мачте.
Форпик — носовой отсек судна. Обычно используется для принятия балласта.
Фока-рей — нижний рей на фок-мачте.
Фор — слово, прибавляемое к наименованиям реев, парусов, и такелажа, находящимся выше марса и фок-мачты.
Фордун — снасть стоячего такелажа, являющаяся креплением стеньг. Нижние концы фордунов крепятся к бортам судна, позади вант и бакштагов.
Форшпигель — носовой транец. Чаще встречается на малых яхтах, например, моноклассы «Оптимист» и «Кадет»
Форштевень — брус, образующий переднюю оконечность судна (продолжение киля в носовой части). Часть форштевня около грузовой ватерлинии деревянного судна (также металлическая накладка на деревянный форштевень небольших и гребных судов) носит название «водорез» или «грен».
Фрахт — плата за перевозку грузов, взимаемая судовладельцами. Также: контракт на перевозку, включающий описание груза, обязанности перевозчика и размеры платы. Также: груз под контрактом, на время действия последнего.
Фрегат — трёхмачтовый парусный корабль с мощным артиллерийским вооружением (до 60 пушек, располагавшихся в двух палубах). Был меньше линейного корабля, но имел большую скорость. Предназначался для дальней разведки и крейсерства.
Футокс — cм. Шпангоут.
Фьорд — узкий и вытянутый в длину, глубокий, часто разветвлённый морской залив с крутыми и высокими берегами.

Х

Хват-тали — служат для подъёма мелких тяжестей, для подтягивания снастей, уборки трапов и т. п. Основываются между двухшкивными и одношкивными блоками.
Ходовой конец — условное название того конца троса, к которому приложена тяга; а также — конца троса, непосредственно используемого (перемещаемого) при завязывании узла. См. Конец.

Ц

Целик — прицел.
Центр парусности — общий центр площади всех парусов.
Цигалы — галерный якорный рым.

Ч

Чиксы — наделки в виде толстых досок, прибитых к мачте с боков, ниже топа. Служат для поддержания лонга-салингов.

Ш

Швартов (швартовый конец) — растительный или стальной трос, с помощью которого судно закрепляется у причала. Все швартовые концы имеют на ходовом конце петлю — огон[4].
Швартовка — подход и закрепление судна с помощью канатов (тросов) к причалу, пирсу, бочке, стенке или набережной или к другому судну.
Швартовное устройство — шпили, кнехты, клюзы, киповые планки, вьюшки и пр., предназначенные для удержания судна у причала или у борта другого судна.
Швиц-сарвень-строп — строп, при помощи которого стягиваются нижние ванты под марсом, когда путенс-ванты крепятся к нижним вантам.
Ширстрек, или Ширстречный пояс — верхний пояс наружной обшивки корпуса судна граничащий с главной палубой.
Шитик — небольшое плоскодонное парусное судно, части корпуса которого были сшиты ремнями или виней (прутьями можжевельника и ели). Длина 10 м, ширина до 4 м.
Шифтингбордс — сплошной ряд досок проходящих по всей длине судна от носа до кормы. Предназначен для препятствования смещению сыпучих грузов при качке.
Шкаторина — кромка паруса, обшитая ликтросом.
Шкафут на кораблях и судах — часть верхней палубы от фок-мачты до грот-мачты. В парусном флоте так называли широкие доски, уложенные горизонтально вдоль бортов деревянных парусных кораблей для прохода с бака на квартердек или шканцы.
Шкентель — короткий трос с коушем или блоком, служащий для подъёма шлюпок или груза.
Шкентель с мусингами — растительный трос, на котором через каждые 30−40 сантиметров сделаны кнопы. Служит для лазания вместо трапов, например в шлюпку, стоящую под выстрелом.
Шкентросы — короткие веревки, которые одним из своих концов крепятся за люверсы у малых оснований подвеской койки, а другим соединяются у колец, имеющих штерты.
Шкив — колесо, сделанное из металла или бакаута, насаженное на ось и имеющее по наружной цилиндрической поверхности жёлоб (кип) для троса.
Шкимушгар — однопрядный линь, свитый из бородочной пеньки. Обычно свивается из двух или трёх каболок и скручивается в клубок. С помощью его делают клетневание тросов.
Шкипер — содержатель корабельного имущества и материального снабжения военного корабля, капитан коммерческого парусного судна.
Шкот — снасть, закреплённая за нижний угол прямого или нижний задний угол косого паруса (шкотовый угол) и проведённая в направлении к корме судна. Шкоты удерживают в желаемом положении нижнюю шкаторину паруса. Шкотами также называют снасти, закреплённые за верхние углы аварийного пластыря.
Шлаг — петля троса, образующаяся при обнесении его вокруг какого-либо предмета.
Шлагов — железный или деревянный брус, вставленный в шпор стеньги для удержания её на месте.
Шлюп: 1) Шлюп — парусный боевой корабль с рейтингом 20—24 пушек или ниже. 2) Шлюп — тип парусного вооружения.
Шлюпбалка (мн. ч. Шлюпбалки) — стальные либо деревянные прямые или изогнутые балки с талями, укреплёнными у бортов судна; служат для спуска шлюпок на воду и их подъёма.
Шнека (шняка) — плоскодонное беспалубное поморско-новгородское парусно-гребное рыболовецкое судно, имевшее одну-две мачты с прямыми парусами; поднимало более 2 т груза.
Шпигат — отверстие в палубе для слива скопившейся воды за борт и снабженное шпигатной трубой.
Шпиль — большой ворот с вертикальной осью, служащей для подъёма якоря и выбирания швартовных концов.
Шпирон — то же, что и таран у броненосных кораблей XIX и начала XX века. Иногда съёмный. В устаревшем значении — острый, выдающийся вперёд, длинный нос галеры. В широком смысле может относиться к чему-либо длинному, выступающему, острому (шпор, шпора, шип и т. п.).
Шпор — нижний конец мачты или стеньги, её «пятка». Противоположен топу.
Шпринг — трос, заведенный в скобу станового якоря или взятый за якорь — цепь, для удержания судна в заданном направлении с целью наиболее эффективного использования бортовой артиллерии. Также — швартов, поданный с носа и заложенный в районе кормы или, наоборот, поданный с кормы в район носа.
Шпрюйт — простая снасть, служащая для отведения на ветер наветренной шкаторины прямого паруса на острых курсах. Шпрюйт крепится к кренгельсам булиня шкаторины. На ветер шпрюйт оттягивает булинь-шпрюйт.
Шрапнель — артиллерийский снаряд, снаряжённый готовыми поражающими элементами (сферические пули, стержни и др.), с дистанционным взрывателем и дымообразующим составом. Обладал значительной эффективностью для поражения живой силы.
Штаг — снасть стоячего такелажа, поддерживающие в диаметральной плоскости вертикальные рангоутные деревья — мачты, стеньги и пр.
Штандарт — флаг главы государства, поднимаемый в месте его пребывания.
Штевень — прочный брус в носовой и кормовой оконечностях корабля.
Шкерт — короткий тонкий трос или линь, применяемый для каких-либо вспомогательных целей.
Штирборт — правый борт. Ныне устаревший термин. Назывался так потому, что рулевое весло (кормило) навешивалось на правый борт. Сравн. «бакборт».
Штормтрап — веревочная лестница с деревянными ступеньками, опущенная по наружному борту или подвешенная к выстрелу и служащая для подъёма на корабль.
Штуртрос — трос, основанный между штурвалом и румпелем и проходящий через ряд неподвижных блоков. Служит для передачи усилий от штурвала к румпелю и через него к рулю.
Штурман — помощник капитана, специалист по кораблевождению.
Шхетбот — небольшое мелкосидящее парусно-гребное судно для плавания и военных действий в шхерах.

Э

Энтер-дрек — небольшой ручной якорь-кошка. При абордаже бросался на неприятельское судно для более надёжного сцепления с ним.

Ю

Юнга — подросток, обучающийся морскому делу и исполняющий обязанности матроса.
Ют — кормовая часть верхней палубы судна или кормовая надстройка на судне.
Юферс — круглый деревянный блок без шкива с тремя сквозными дырами. На старинных парусных кораблях юферсы ввязывались в нижние концы вант.

Я

Якорь (корабельный якорь) — приспособление для удержания судна на месте.
Ял — относительно короткая и широкая гребно-парусная судовая шлюпка с транцевой кормой.